Самое высокое место для горнолыжников в Альпах - Matterhorn Ski Paradise, объединенный швейцарско-итальянский регион Церматт - Червиния. Десять точек, куда забрасывают подъемники, расположены тут выше отметки 3000 м. Абсолютный рекорд! Тихо: ни гудков, ни сирен. Церматт практически закрыт для автомобильного движения: в 1972 году его жители приняли историческое решение, проголосовали на референдуме против строительства сюда федеральной дороги. С тех пор подняться на машине можно только до Тэша, дальше пять километров на поезде. Весь городской транспорт Церматта - юркие электромобильчики размером с приличный платяной шкаф и несколько электроавтобусов «е-бусов» (E-Bus). Да еще велосипеды, на которых тут ездят круглый год, и конные повозки с колокольчиками. Обычные бензиновые движки лишь у снегоуборочных машин, мусоровозок и карет скорой помощи. В узкой долине у подножия Matterhorn (4478) люди обосновались давно. Первые документы, в которых эти места упоминаются как Pratobornum, датированы 1280 годом; название zer Matt впервые возникает на карте 1495 года. Еще через триста лет тут появились «туристы». Среди них, в частности, был женевский натуралист и исследователь Орас Бенедикт де Соссюр, который в 1792 году поднялся на Kleine Matterhorn (3883) и провел первое тригонометрическое измерение Маттерхорна; по его подсчетам выходило, что высота этой красивой одиноко стоящей горы - 4501 метр над уровнем моря. В 1838-м местный лекарь Йозеф Лаубер по совету приходского священника отца Рудена открыл первый отель Mont Cervie, в котором могли разместиться трое (!) постояльцев. Гостей в Церматте, однако, все прибавлялось - Маттерхорн притягивал к себе, как магнит. Его почти идеальной формы пирамида на километр возвышается над хребтом, 14 июля 1865 года англичанин Эдвард Вимпер, один из самых знаменитых альпинистов XIX века, с товарищами и гидами покинул гостиницу, чтобы совершить первое удачное восхождение на Маттерхорн. Удачное в том смысле, что ранее считавшаяся неприступной крепость наконец пала. «В 1.40 весь мир был у наших ног, - вспоминал Вимпер. - Маттерхорн был покорен. Ура!». Но из семерых участников штурма назад вернулись лишь трое: сам руководитель экспедиции, местный проводник Питер Таугвалдер и его сын. Остальные - лорд Фрэнсис Дуглас, священник Чарльз Хадсон, двадцатилетний Роберт Хадоу и гид из Шамони Мишель Кроз - при спуске сорвались в бездну. Первые и, увы, далеко не последние жертвы Маттерхорна.
Более трех десятков вершин выше 4000 м окружают Церматт, альпинистскую Мекку. На старом городском кладбище немало могил тех, кто нашел свой конец на Weisshorn (4505), Dom (4545), Dent Blanche (4357)… I chose to climb («Я выбрал восхождение») - начертано на надгробном камне 17-летнего американца Дональда Вильямса, погибшего на Breithorn (4164) летом 1975 года… Но люди, по-видимому, никогда не перестанут ходить в горы.
Важнейшая веха в истории Церматта: в 1898 году была построена горная железная дорога на Gornergrat (3090). У туристов появилась уникальная возможность любоваться захватывающими альпийскими видами и красавцем Маттерхорном, поднявшись на соседнюю с ним вершину без всяких проблем, в комфортабельном вагоне поезда. С тех пор эта экскурсия входит в обязательную программу всех без исключения гостей курорта. Ежедневно по 25 раз поезд-альпинист совершает свои восхождения из Церматта, с высоты 1620 метров, на три с лишним километра над уровнем моря за 42 минуты. В 1884 году здесь, на опушке хвойного реликтового леса, Александр Зайлер, основатель знаменитой династии хотельеров, построил свой легендарный Гранд-отель. Расположенный в экзотическом месте, прямо на склоне, на высоте 2222 м над уровнем моря, на 600 м выше самого Церматта, он в начале ХХ века пользовался огромной популярностью у состоятельной европейской аристократии: в нем было 280 мест! Над Церматтом две зоны катания. Первая - это склоны Gornergrat-Stockhorn, связанные с Sunnegga-Rothorn через Gant (2223). Со дна долины 125-местный фуникулер вытягивает на Hohtalli (3286), а четырехместные кабины старенькой гондольной дороги - в противоположном направлении, на Blauherd (2571). Вторая зона объединяет склоны в непосредственной близости от Маттерхорна, между Schwarzsee и Kl. Matterhorn на швейцарской стороне, со склонами над итальянским курортом Червиния. Первый подъемник специально для горнолыжников в Церматте был построен на Sunnegga в 1942 году. В 1980-м сюда запустили подземный рельсовый фуникулер, первый в Швейцарии. Выше, на Blauherd, до недавнего времени вывозила 4-местная дорога с маленькими тесными кабинками, вечно собиравшая длинные очереди. К зиме 2005/06 года ее заменили скоростным комбинированным подъемником последнего поколения: восьмиместные гондолы на нем чередуются с шестиместными креслами. Еще выше, на Rothorn, на отметку 3103 м, доставляет большой, 125-местный фуникулер.
|